Юридические услуги в Алматы, Коллекторские услуги, Коллекторское агенство в Алматы
Таможенный кодекс РК

Глава 57. Формы и порядок проведения таможенного контроля

Статья 441. Формы таможенного контроля

Формами таможенного контроля являются:

1) проверка таможенной декларации, документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенный надзор;

5) осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) маркировка товаров специальными марками либо нанесение на них идентификационных знаков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и налоговым законодательством Республики Казахстан;

9) проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним;

10) учет товаров и транспортных средств;

11) осмотр помещений и территорий.

Статья 442. Проверка таможенной декларации, документов и сведений

1. Таможенные органы проверяют таможенную декларацию, документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, с целью установления подлинности документов и достоверности сведений.

2. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.

3. При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе запросить у лиц в письменном виде необходимые документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации.

4. Допускается проверка документов и сведений таможенными органами на основе выборочной проверки.

Статья дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III

5. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 442 и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 443. Устный опрос

При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, предварительных операциях и иных таможенных процедурах должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос лиц без оформления результатов такого опроса указанных лиц в письменной форме.

Статья 444. Получение объяснений

Получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме. Уведомление о вызове лица для получения объяснений подписывается руководителем соответствующего таможенного органа и вручается вызываемому лицу под роспись.

Статья 445. Таможенный надзор

Таможенный надзор - визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Статья 446. Осмотр товаров и транспортных средств

1. Осмотр должностными лицами таможенного органа товаров и транспортных средств, в том числе международных почтовых отправлений, багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

2. Осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, наличия таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.

3. В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при осмотре.

4. По результатам осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов составляется акт по установленной форме, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств.

См. Правила проведения предварительных операций и процедур, связанных с перемещением товаров и транспортных средств.

Статья 447. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

1. Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр производится с целью идентификации товаров для таможенных целей, установления достоверности заявляемых сведений либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Республики Казахстан с целью проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

2. Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре товаров и транспортных средств, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящей статьи.

3. По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители обязаны присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

4. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:

1) при неявке указанных лиц по истечении десяти дней после представления товаров и транспортных средств;

2) при существовании угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурного достояния народов Республики Казахстан и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых и оформляется актом таможенного досмотра по форме, утверждаемой уполномоченным органом.

5. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, то результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации.

6. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются следующие сведения:

1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств;

3) результаты таможенного досмотра.

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, либо его представителю.

См. Правила проведения предварительных операций и процедур, связанных с перемещением товаров и транспортных средств.

Статья 448. Личный досмотр

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

1. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля проводится по письменному решению руководителя таможенного органа, лица, его замещающего, либо уполномоченного должностного лица контрольно-пропускного пункта на таможенной границе Республики Казахстан при наличии достаточных оснований, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Казахстан либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан.

Процедура, связанная с проведением личного досмотра, и порядок оформления личного досмотра определяются уполномоченным органом.

2. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

3. Действия должностного лица таможенного органа при проведении личного досмотра не должны ущемлять честь и достоинство физического лица.

4. Физическое лицо, в отношении которого проводится личный досмотр, имеет право:

1) до начала проведения личного досмотра ознакомиться с порядком проведения и решением о проведении личного досмотра;

2) добровольно выдать скрываемые при себе товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Республики Казахстан;

3) делать заявление с обязательным внесением его в протокол о проведении личного досмотра должностным лицом таможенного органа, производящим личный досмотр;

4) знакомиться с результатами проведения личного досмотра и процессуальными документами;

5) обжаловать действия должностных лиц таможенного органа, производящих личный досмотр в соответствии с настоящим Кодексом;

6) пользоваться услугами адвоката.

5. Физическому лицу, в отношении которого проводился личный досмотр, предоставляются копия протокола о проведении личного досмотра, акт об изъятии товаров.

6. Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование органов тела досматриваемого должно проводиться только врачом-специалистом с использованием при необходимости специальной медицинской техники.

Врач-специалист не вправе уклоняться от исполнения решения руководителя таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

7. О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, утверждаемой уполномоченным органом.

Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, понятыми, а при обследовании - врачом.

Статья 449. Маркировка товаров специальными марками, нанесение на них идентификационных знаков

1. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, таможенный контроль осуществляется таможенными органами путем проверки наличия на товарах (их упаковке) специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Республики Казахстан.

См. Письмо Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 17 мая 2006 года № КТК-11-2-20/4937.

2. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию Республики Казахстан, осуществленный без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Статья 450. Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним

1. Проверка системы учета товаров и транспортных средств и отчетности по ним как форма таможенного контроля применяется в следующих случаях:

1) при заявлении лица о применении упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

2) при условном выпуске товаров, когда такие товары подлежат учету в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

3) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению;

4) при проверке участников внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

2. В случаях, не указанных в настоящей статье, проверка системы учета и отчетности может производиться при проведении таможенного контроля с использованием проверки внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

Статья 451. Учет товаров и транспортных средств

1. В целях обеспечения контроля условно выпущенных товаров и транспортных средств, товаров, на которые установлены меры тарифного и нетарифного регулирования, таможенные органы ведут учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, в порядке и форме, установленных уполномоченным органом, на основе сведений, предоставляемых лицами при таможенном оформлении и таможенном контроле в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Лица, пользующиеся условно выпущенными товарами и транспортными средствами на территории Республики Казахстан, и иные лица, определяемые настоящим Кодексом, обязаны вести их учет и представлять таможенным органам отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом.

Статья 452. Осмотр помещений и территорий

1. В целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов при предъявлении служебного удостоверения и предписания, подписанного руководителем таможенного органа, имеют право доступа (без права проведения досмотра и обыска) на территорию и в помещения, где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

2. В случае отказа доступа на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения, за исключением жилых помещений, доступ в которые санкционируется прокурором, с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

В случаях, не терпящих отлагательства, действия, требующие санкции прокурора, могут быть произведены без таковой, но с последующим письменным уведомлением его в течение двадцати четырех часов. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет законность произведенных действий и в случае их незаконности отменяет или снимает меры запретительно-ограничительного характера своим постановлением.

3. Если законодательными актами Республики Казахстан установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами.

4. Осмотр помещений и территорий, проводимый с целью подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, производится в местах временного хранения, на таможенных складах, свободных складах, в специальных экономических зонах, помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных настоящим Кодексом. Осмотр помещений и территорий производится при наличии информации об утрате товаров, их отчуждении либо распоряжении ими иным способом в нарушение требований и условий, установленных настоящим Кодексом, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

5. Осмотр помещений и территорий у лиц, не указанных в пункте 4 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами при наличии информации о нахождении в таких помещениях или на территориях товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации. По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой уполномоченным органом, второй экземпляр которого вручается лицу, у которого производился осмотр.

6. Таможенными органами также осуществляется осмотр помещений и территорий на соответствие квалификационным требованиям и условиям, установленным статьями 89, 104, 130, 145, 246 настоящего Кодекса. По результатам осмотра составляется заключение по форме, определяемой уполномоченным органом.

Глава 58. Таможенная экспертиза

Статья 453. Назначение таможенной экспертизы

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

1. Целью таможенной экспертизы является проведение исследований для определения качественного состава товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, для их правильной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также подлинности документов и средств идентификации.

2. Таможенная экспертиза может назначаться таможенными органами при невозможности определения должностными лицами таможенных органов качественного состава товара в случаях:

1) осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

2) принятия предварительного решения;

3) выявления правонарушений в сфере таможенного дела.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

3. Объектами таможенных экспертиз являются товары, сведения о товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах, средства идентификации.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

4. Таможенная экспертиза проводится специалистами таможенных лабораторий.

Основанием для проведения таможенной экспертизы являются:

1) направление на таможенную экспертизу - на стадии таможенного оформления и таможенного контроля или при принятии предварительного решения, а также по обращениям участников внешнеэкономической деятельности;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

2) постановление или определение о назначении таможенной экспертизы - по правонарушениям в сфере таможенного дела.

В направлении, постановлении либо определении указываются:

1) основание для проведения таможенной экспертизы;

2) наименование таможенной лаборатории, где должна быть проведена таможенная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставленные на рассмотрение эксперта.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

5. Должностное лицо таможенного органа, назначившее таможенную экспертизу, обязано ознакомить декларанта с направлением, постановлением либо определением о назначении таможенной экспертизы, разъяснить права и обязанности, предусмотренные статьями 375, 376 настоящего Кодекса. Отметка об ознакомлении декларанта делается на направлении, постановлении либо определении и подписывается декларантом.

Статья 454. Порядок проведения таможенной экспертизы

1. Таможенная экспертиза проводится как в помещении таможенной лаборатории, так и вне, если это необходимо по характеру исследования либо в силу невозможности доставить объект исследования на экспертизу. Эксперт приступает к производству таможенной экспертизы только по письменному распоряжению руководителя таможенной лаборатории.

2. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение эксперта.

3. Порядок проведения таможенной экспертизы в таможенных лабораториях и форма заключения утверждаются уполномоченным органом.

Статья 455. Права и обязанности эксперта

1. Эксперт вправе:

1) отказаться от проведения экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции;

2) отказаться от дачи ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

3) заявить ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для проведения таможенной экспертизы.

2. Эксперт обязан:

1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

2) давать консультации участникам внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенной экспертизы;

3) включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для дела, по поводу которых не были поставлены вопросы;

4) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов товаров и представлять заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

5) являться для разъяснения или дополнения данного им заключения по вызову лица, в производстве или рассмотрении которого находится дело о правонарушениях в сфере таможенного дела;

6) не разглашать сведения, полученные в результате таможенной экспертизы.

3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей эксперт несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 456. Заключение эксперта

1. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

2. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

3. В случаях необходимости производства сложных экспертных исследований по решению руководителя таможенной лаборатории проводится комиссионная экспертиза, которая поручается нескольким экспертам одной специальности. При разногласиях между экспертами каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение.

4. При необходимости проведения таможенной экспертизы экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции назначается комплексная экспертиза. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, по которой проводил таможенную экспертизу.

5. При невозможности дачи заключения по представленным материалам эксперт письменно сообщает об этом таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, с указанием мотивов отказа.

Статья 457. Дополнительная и повторная таможенная экспертиза

1. Дополнительная таможенная экспертиза назначается по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы может быть поручено эксперту, выполнявшему первичную экспертизу, или другому эксперту.

2. Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение было обжаловано декларантом. В направлении или постановлении при назначении повторной таможенной экспертизы должны быть указаны мотивы несогласия с результатами предыдущей экспертизы.

3. Производство по повторной таможенной экспертизе осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Статья 458. Отбор проб и образцов товаров

1. Таможенные органы вправе отбирать пробы и образцы товаров с целью проведения экспертизы в таможенных лабораториях.

2. Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования согласно нормативно-технической документации, предусматривающей нормы отбора проб и образцов. Об отборе проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, установленной уполномоченным органом.

3. Декларант принимает участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Декларант обязан оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные операции, необходимые для отбора проб и образцов.

В отсутствие декларанта пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в случае его неявки по истечении десяти календарных дней после представления товаров, а также при обстоятельствах, не терпящих отлагательства. В таких случаях отбор проб и образцов товаров осуществляется в присутствии двух понятых с составлением акта об отборе проб и образцов товаров.

4. По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы возвращаются декларанту, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В заголовок главы 59 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Глава 59. Посттаможенный контроль участников внешнеэкономической и иной деятельности

в сфере таможенного дела

В статью 459 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.); Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Статья 459. Посттаможенный контроль участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела

1. Посттаможенный контроль участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела осуществляется в форме проверки и иных формах.

2. Виды, основания, сроки и порядок проведения проверок устанавливаются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».

3. Иные формы посттаможенного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Закон дополнен статьей 459-1 в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III

Статья 459-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

 

Статья 460 изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Статья 460. Контроль участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела

1. Контроль участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела - форма таможенного контроля, осуществляемая таможенным органом после выпуска товаров и транспортных средств путем:

1) проведения камерального контроля;

2) проведения мониторинга сведений о деятельности участников внешнеэкономической и иной деятельности;

3) проведения устного опроса;

4) получения объяснений;

5) контроля за системой учета товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и отчетности по ним;

6) инвентаризации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

2. Камеральный контроль - форма таможенного контроля, осуществляемая таможенным органом путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, товаросопроводительных и иных документах, представленных участником внешнеэкономической деятельности или лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, сведений контролирующих органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанного лица.

3. Мониторинг - сбор и обработка информации о деятельности участников внешнеэкономической и иной деятельности.

4. После выпуска товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу Республики Казахстан, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос лиц без оформления результатов такого опроса в письменной форме.

5. Получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями о товарах и транспортных средствах, перемещенных через таможенную границу, а также об иной информации, касающейся сферы таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме. Уведомление о вызове лица для получения объяснений подписывается руководителем соответствующего таможенного органа и вручается вызываемому лицу под роспись.

6. Контроль за системой учета товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и отчетности по ним применяется при условном выпуске товаров, когда такие товары подлежат учету в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

7. Таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи и налоги или предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам.

 

Статья 461 изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Статья 461. Проведение камерального контроля

1. В ходе проведения камерального контроля таможенным органом осуществляется контроль соответствия документов участника внешнеэкономической деятельности или лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, таможенному и иному законодательству Республики Казахстан, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

2. Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками. Результаты камерального контроля используются таможенными органами в целях обработки, систематизации сведений об участниках внешнеэкономической деятельности или лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и формирования (пересмотра) перечня показателей рисков при проведении таможенного контроля.

3. Камеральный контроль проводится уполномоченным органом в сфере таможенного дела или территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере таможенного дела либо таможней без посещения объектов участника внешнеэкономической деятельности или лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, а также без оформления акта о назначении проверки, указанного в Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».

4. Объектами камерального контроля являются грузовые таможенные декларации, товаросопроводительные и иные документы, представленные участником внешнеэкономической деятельности или лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, а также сведения о деятельности указанного лица, полученные от таможенных органов, других государственных органов, аналогичных органов иностранных государств, банков и банковских организаций и из средств массовой информации.

5. При осуществлении камерального контроля подлежат изучению:

1) грузовые таможенные декларации, товаросопроводительные и иные документы, представленные участником внешнеэкономической деятельности или лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и выпущенные таможенным органом;

2) грузовые таможенные декларации, товаросопроводительные и иные документы, представленные участником внешнеэкономической деятельности или лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, выпущенные таможенным органом и отобранные таможенным органом на основе анализа и сопоставления сведений из информационных ресурсов уполномоченного органа в сфере таможенного дела или территориального подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела либо таможни, а также сведения о деятельности указанного лица, полученные от таможенных органов, других государственных органов, аналогичных органов иностранных государств, банков и банковских организаций и из средств массовой информации;

3) грузовые таможенные декларации, товаросопроводительные и иные документы, представленные участником внешнеэкономической деятельности или лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и выпущенные таможенным органом, выбранные с использованием программных средств методом случайного отбора в целях выявления неустановленного риска. Указанным методом осуществляется отбор не более двух процентов документов из информационных ресурсов уполномоченного органа в сфере таможенного дела или территориального подразделения уполномоченного органа в сфере таможенного дела либо таможни.

Документы, в отношении которых проводился камеральный контроль, регистрируются таможенным органом, осуществившим контроль, в специальном журнале регистрации документов, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью таможенного органа.

Статья 462. Исключена в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Статья 463. Допуск должностных лиц таможенного органа на территорию или в помещение для проведения проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела

1. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела обязан обеспечить допуск должностных лиц таможенного органа на территорию или в помещение (кроме жилых помещений) в соответствии со статьей 452 настоящего Кодекса.

2. При отказе обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) составляется протокол.

3. Протокол подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими проверку, и участником внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела в присутствии двух понятых. При отказе от подписания указанного протокола участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела обязан дать письменное объяснение о причине отказа.

4. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела имеет право отказать должностным лицам таможенного органа в допуске на территорию или в помещение для проведения проверки либо не представлять им документы в случаях, если:

1) предписание не вручено либо не оформлено в установленном порядке;

2) сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

3) данные должностные лица таможенных органов не указаны в предписании;

4) должностные лица не имеют специального допуска на территорию или в помещения, если для доступа на территорию или в помещения, подлежащие проверке, согласно законодательству Республики Казахстан, он необходим;

5) запрашиваемая документация не относится к проверяемому периоду.

Статья 464. Полномочия должностных лиц таможенного органа при проведении проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела

1. При проведении проверки участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела должностные лица таможенных органов вправе:

1) проверять наличие и осуществлять таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.02.07 г. № 235-III (см. стар. ред.)

2) проверять документы, в том числе бухгалтерскую документацию, относящиеся к внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.02.07 г. № 235-III (см. стар. ред.)

3) получать от лиц документы, в том числе бухгалтерскую документацию, справки, письменные и устные объяснения, касающиеся осуществления внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

4) опечатывать помещения, в которых имеются товары и транспортные средства;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

5) осуществлять изъятие документов, касающихся внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и свидетельствующих о совершении правонарушений в сфере таможенного дела, в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан. Изъятие производится после предоставления возможности участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела снятия копий изымаемых документов.

2. Изъятые документы возвращаются в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан.

3. Опечатывание и изъятие осуществляются в исключительных случаях, когда непринятие указанных мер может привести к сокрытию правонарушения в сфере таможенного дела.

В статью 465 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Статья 465. Завершение камерального контроля

1. По завершении камерального контроля должностными лицами таможенного органа составляется акт камерального контроля с указанием:

1) места проведения камерального контроля, даты составления акта;

2) должности, фамилии, имени, отчества (при его наличии) должностных лиц таможенного органа, проводивших камеральный контроль;

3) фамилии, имени, отчества (при его наличии) либо полного наименования участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

4) места нахождения, банковских реквизитов участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;

5) сведений о предыдущем камеральном контроле и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений таможенного законодательства Республики Казахстан;

6) подробного описания выявленных правонарушений в сфере таможенного дела со ссылкой на соответствующие нормы законодательного акта Республики Казахстан;

7) результатов камерального контроля участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

2. Завершением срока камерального контроля считается день вручения участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела акта камерального контроля.

3. В случае, если по завершении камерального контроля не установлены нарушения таможенного законодательства Республики Казахстан, в акте камерального контроля производится соответствующая запись.

4. К акту камерального контроля прилагаются копии документов, расчеты и другие материалы.

5. Акт камерального контроля составляется в двух экземплярах, подписанных должностными лицами таможенного органа, проводившими контроль.

6. Акт камерального контроля регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью таможенного органа.

7. Один экземпляр акта камерального контроля вручается участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела под роспись или иным способом, подтверждающим факт получения акта.

8. В случае несогласия участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела с результатами камерального контроля руководителем или уполномоченным должностным лицом участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела в акте камерального контроля производится соответствующая запись.

Статья 466 изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.)

Статья 466. Решение по результатам посттаможенного контроля участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела

1. По завершении посттаможенного контроля участника внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела таможенным органом на основе результатов, отраженных в акте о результатах посттаможенного контроля, выносится уведомление о начисленных суммах таможенных платежей, налогов и пени по форме, предусмотренной статьей 350 настоящего Кодекса.

2. Уведомление направляется участнику внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 350 настоящего Кодекса.

3. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, получивший уведомление о начисленных суммах таможенных платежей, налогов и пени, обязан исполнить его в сроки, установленные статьей 350 настоящего Кодекса.

4. Участник внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела имеет право обжаловать результаты посттаможенного контроля в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Статья 467. Аудит в сфере таможенного дела

Аудит в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 60. Оценка и управление рисками

Статья 468. Общие понятия и цели применения управления рисками

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III (см. стар. ред.)

1. Риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан, которая может привести к убыткам для государства.

Оценка риска - систематическое определение приоритетов управления риском путем оценки и сравнения уровня риска со стандартами, определенными предварительно.

Управление риском - техника применения профилактических мер, позволяющих определить методы контроля для предупреждения риска, осуществляемая в автоматизированной системе анализа и управления рисками.

2. Целями применения управления рисками являются:

1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

2) увеличение возможностей по выявлению правонарушений в сфере таможенного дела;

3) создание участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдающим таможенное законодательство Республики Казахстан, благоприятных условий для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

Статья 469. Категории рисков

К категориям риска могут относиться следующие объекты:

1) виды товаров;

2) код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

3) страна происхождения товаров;

4) страна отправления товаров;

5) страна назначения товаров;

6) транспортное средство;

7) таможенная стоимость;

8) маршрут перемещения товаров;

9) участник внешнеэкономической деятельности;

10) документы, предъявленные для таможенного оформления.

Кодекс дополнен статьей 469-1 в соответствии с Законом РК от 26.07.07 г. № 312-III

Статья 469-1. Предоставление предварительной информации

Участники внешнеэкономической деятельности, перевозчики, лица, имеющие лицензии в сфере таможенного дела, предоставляют в электронном виде таможенным органам предварительную информацию о грузе, пассажирах, транспортных средствах и маршруте следования.

Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информации с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

Порядок предоставления и использования предварительной информацией устанавливается уполномоченным органом.

Статья 470. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками

1. Уполномоченный орган производит сбор, обобщение и анализ статистической и оперативной информации о совершении правонарушений в сфере таможенного дела, включая все факты правонарушений, находящихся на стадии производства проверок по ним, а также по которым принято процессуальное решение.

2. Перечни показателей рисков, критерии их определения и применения устанавливаются уполномоченным органом.

3. Установленные перечни показателей рисков используются таможенными органами при проведении таможенного контроля для применения дифференцированных форм таможенного контроля и не могут являться основанием для ограничения перемещения товаров через таможенную границу Республики Казахстан. Данные перечни являются конфиденциальной информацией.

4. По предложению территориальных подразделений уполномоченного органа с учетом сложившейся оперативной обстановки перечни показателей рисков могут изменяться в течение всего времени их действия.

5. Участники внешнеэкономической деятельности могут быть отнесены к категории минимального или максимального риска в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Порядок отнесения участников внешнеэкономической деятельности к категории минимального риска и применения к ним отдельных видов таможенных процедур и форм таможенного контроля устанавливается на основании предложений, разработанных территориальными подразделениями уполномоченного органа совместно с некоммерческими организациями в сфере таможенного дела.

Глава 61. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю

Статья 471. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно настоящим Кодексом.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Республики Казахстан и следующих вместе с ним членов его семьи.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.06.05 г. № 62-III (см. стар. ред.)

3. Личный багаж Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателя Сената Парламента Республики Казахстан, Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, Генерального прокурора Республики Казахстан, Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Управляющего делами Президента Республики Казахстан, начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан, членов Правительства Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу Республики Казахстан в связи с исполнением служебных обязанностей или депутатских полномочий.

4. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 472. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, данных об их регистрации, месте нахождения, а также данных о гражданах: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол, место жительства.

2. Участники внешнеэкономической деятельности имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, а также посредством получения указанной информации от налоговых органов, органов внутренних дел, органов, осуществляющих государственную регистрацию, и другими способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.

Статья 473. Использование технических средств при осуществлении таможенного контроля

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых устанавливаются уполномоченным органом.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Статья 474. Использование судов таможенных органов при осуществлении таможенного контроля

1. Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Республики Казахстан, осуществляется с использованием морских, внутренних водных и воздушных судов таможенных органов.

2. При осуществлении таможенного контроля с использованием морских, внутренних водных и воздушных судов таможенные органы вправе:

1) при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать транспортное средство и производить его досмотр;

2) задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступления, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

3) преследовать и задерживать за пределами территориальных вод (моря) Республики Казахстан морские, внутренние водные суда, убывшие с таможенной территории Республики Казахстан без разрешения таможенных органов, на территории, прилегающей к таможенной границе Республики Казахстан, до захода их в территориальные воды (море) своей страны или третьего государства, если преследование было начато во внутренних водах, территориальных водах (море) Республики Казахстан после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

4) при совершении правонарушений в сфере таможенного дела задерживать транспортные средства для их изъятия в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

5) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производить сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

3. Экипажам судов таможенных органов при исполнении служебных обязанностей предоставляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан право:

1) на пользование водным и воздушным пространством Республики Казахстан, акваторией морских и речных портов, а также аэропортами, аэродромами (посадочными площадками) на территории Республики Казахстан независимо от их принадлежности и предназначения;

2) на пользование входом в порт и выходом из порта в порядке, согласованном с соответствующим уполномоченным государственным органом Республики Казахстан;

3) на безвозмездное получение навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации, необходимой для решения задач, возложенных на таможенные органы.

Статья 475. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный брокер и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций с товарами, которые он перевозит, и с транспортными средствами.

3. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами не должны повлечь для таможенного органа каких-либо дополнительных расходов.

Статья 476. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.

2. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и иными способами.

3. Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт устанавливаются уполномоченным органом. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, наложенные таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

См. Правила проведения предварительных операций и процедур, связанных с перемещением товаров и транспортных средств.

Статья 477. Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем

Таможенные органы вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи и налоги или предоставлены льготы по таможенным платежам и налогам.

Статья 478. Соблюдение лицами требований о минимальном периоде времени проведения таможенного контроля

Лица обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени, необходимом для проведения таможенного контроля. Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований, возмещению не подлежит.

Статья 479. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, владельцам магазинов беспошлинной торговли и иным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Раздел 13. Таможенный контроль в сфере валютного и экспортного контроля

Глава 62. Функции таможенных органов в области валютного контроля

Статья 480. Функции таможенных органов в области валютного контроля

Таможенные органы в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за соблюдением валютного законодательства Республики Казахстан при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

См.: Письмо НК МФ РК от 4 января 2006 года № НК-УМ-1-17/39

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 Следующая > Последняя >>

Страница 12 из 14